Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Записки странника

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: заметки на полях (список заголовков)
20:51 

Рождение легенды

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
Стихи неожиданно вкрались в начало рассказа об отношениях. Ладно, пусть остаются, поскольку в них - весь я. И начну рассказ не с отношений. Не с её истории, а с создания стихов.

Первый написан на следующий год после «Майдана», когда я сделал свой выбор. С теми кто его поддерживал я разорвал все отношения и удалил из из списка друзей в социальных сетях.
Второй был написан как ответ-подпись за пару часов после того, как увидел 1 июля 2014 года на стене В. Запись из сообщества «Лучшие фотографы Харькова» от 24 июня 2014 и прочитал комментарий к одной фотографии и вызвала в памяти прощание после дня рождения А. В 2010 году.. Ни до, ни после этого так быстро и на таком уровне я ничего не писал пока что...
Третий — мой первый перевод стиха с китайского, поскольку меня не утраивал существующий перевод, равно как и вообще переводов стихов с китайского очень мало с которыми можно было бы выступать на литературных вечерах и конкурсах
Четвертый — танка-зарисовка, непонятно почему сюда попавшая, поскольку, считаю, что у меня есть танка и лучше.

1)Песнь

Пой поэт о горних жителях,
Царства славного строителях,
О святых и преданных друзьях,
Вечно с нами в душах и умах!

Песню пой поэт чертям... назло,
Обратящихся во прах,.. ничто.
И марионеткам в их руках,
Сладко спящих в крашенных гробах.

Грянет гром! И грешник, и святой!
В страхе упадут перéд Тобой!
Слава! - претерпевшим до конца!
Слава! - верным воинам Христа!


2)"Не верь разлукам, старина..."

Не думай, что любовь... прошла -
Она и до сих пор - жива!
Порой подносит нам судьба
Лавины слёз и боль разлук -
А сердце помнит нежность рук...
Пока горит огнем душа,
Пока надежда не мертва,
Любовь как небо - молода!

3)Ду Фу - Четверостишие (перевод)

Солнце движется спокойнее,
Реки, горы — всё достойнее.
Запах трав, цветов душистых
Вешний ветер носит чистый
Ласточек мальцы летают
Да земля вновь оживает
Пара уток вдалеке
Спит в тумане на песке

4)***
Бегает по водной глади
Зайчик солнечный. Чарует...
С ним котёнок заигрался -
Как вдруг! - в луже искупался...
Сохнет "солнце" на крылечке.

P.S. Сама история выложена в виде комментариев

@темы: Вера, Надежда, Любовь, Заметки на полях, Потерянные рукописи

19:32 

Ли Бо — Гуляю по склону Байгэ осеннего плеса

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
Ли Бо — Гуляю по склону Байгэ осеннего плеса
1
Я здесь к ночным прогулкам склонен,
Байгэ луной озарена,
Искрится луч на снежном склоне,
Гиббона тень в ветвях видна.
Но дивное уйдет мгновенье,
И с песней в челн вернусь вновь я.
Здесь — чистота, здесь — вдохновенье,
Здесь — вспоминаются друзья.

2
В ночи на склоне кто-то воет,
Ручей приятно холодит,
Драконы разыгрались вволю—
И по реке волна бежит.
Река, заняв луну у неба,
Её купает в облаках.
В краю отцов давно я не был...
Гляжу в закат... В душе тоска.
754г.

(из книги Ли Бо - «Чуский безумец», переводчик С. Торпищев)
Примечания переводчика: Выражение «ночь рыб и драконов» в поэзии обозначает осенний день

Комментарии
1 часть
гиббона тень - намек на крики обезьян, который является традиционным образом печали
Но дивное уйдет мгновенье - поэт бродит по склону как-будто в воспоминаниях не различая реальность и вымысел, НО она исчезает и... вернувшись в челн...
"Здесь" - не только в лодке, но оно гораздо шире. Особенностью 4-х и 8-ми стихшей является то, что первые четыри строчки начинают тему, 5 и 6-я отворачиваются от основной темы, а 7 и 8-я объединяют предыдущие строки в единое целое. Поэтому "здесь" включает в себя всё! - И мир реальный и мир иллюзорный, и природу и человека в лодке, но и это не всё...

2 часть
Образ луны многогранен в китайской поэзии. Ей любовались друзья и влюбленные рядом в беседке и в разлуке, вечный спутник путников в дороге и размышлениях и бытие; отраженная луна - символ иллюзорности и бренности мира, его изменчивости.
Закат - В западных краях родился Ли Бо, кроме того запад часто олицетворял смерть, загробный мир. Это может быть связано с тем, что все реки в Китае текут с запада на восток и источники их начинаются в подземном царстве.

@темы: Потерянные рукописи, Избранное, Заметки на полях

19:06 

Каждый выбирает по себе

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
Каждый выбирает по себе слова молитвы
Щит смирения иль сети гордости для битвы
Слёзы покаяния или страстей паренье -
Совершенствует человек всю жизнь уменья

Выбираю путь-дорогу как умею
Ни к кому претензий больше не имею
Смерть наступит и откроет сущности всех дел...
И узнаю - тщетно ль на земле талант сгорел.

P.S. В основе стихотворения лежит более ранний вариант, написанный осенью 2011 года, который можно прочиать здесь - strannikyuj.diary.ru/p168970752.htm

@темы: Вера, Надежда, Любовь, Заметки на полях

15:05 

Заметки

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
Наконец решил серьезно заняться изучением китайского языка по книгам Т.П. Задоненко и Хуин Шуин издательства МГУ. Это объединит все мои увлечения в одно единое целое.
Начать бы с того, что сам псевдоним взят из китайских преданий и мифов когда появился интернет и стал вопрос о нике в сети. Юй - один из трех древних почитаемых правителей Китая, к тому остановившего наводнения в стране. Для многих было непонятно вначале XD, но это мое сокращение Хуан Ди, в переводе, кажись обозначающее "император". С учетом английской транскрипции вышло XDYuj.
Это все было лет десять назад - на первом курсе химфака ХНУ. Тог-да же увлекся Буддизмом и прочитал подаренною мне сокурсниками на день рождения "Книгу перемен" И-Цзин в переводе Щуцкого. На то время приходится и первое увлечение вейчи, которое забросил, поскольку не мог в нем разобраться. А спустя некоторое время, зачарованный "Изгнанником- Lfst Exil" и "Призраком в доспехах", увлекся аниме на много лет. Сейчас оно стало для меня приятными воспоминаниями прошлого. Но да ладно. Отвлекся. Как никак, но аниме "Хикару но Го" вернуло меня в мир вейчи, а увлекшись японской поэзией начал читать и китайскую.
Дальше - больше. На базаре покупается "Хрестоматия по литературе Китая" под редакцией Кравцовой Е.М.,смотрятся передачи Игоря Волгина "Игра в бисер", "Литературный квартал" канала "Спас" и другие передачи о культуре, которые вводят меня в мир классической литературы и музыки. Все это попадает на время пересмотра личных отношений, сопровождаемого восстановлением внутреннего мира из пепла и руин с самого нуля. В это же время увлекаюсь церковнославяским языком. Который имеет, судя по знакам ударения, в нем преобладает 2-й тон и полностью отсутствует только 3-й тон. Чуть позже прочитываются труды Конфуция и Н.И. Конрада. А если добавить к этому увлечение в детстве писание чертежным шрифтом (как-то попробовав писать базовые черты обратил внимание на то, что четкость штриха зависит от обычного письма - пренебрежение к своему родному почерку автоматически проявляется и в написании иероглифов), знанием основ французского и английского языка, регулярного посещения филармонии в течении последних нескольких лет - то желание знать китайский язык на уровне филолога становиться вполне реальной. Надеюсь Бог даст мне сил на это.

P.S. слова "возвращайся" и "кольцо" различаются только тоном. Поэтому правитель, выражавший желании встретиться с человеком, отошедшим от дел посылал письмо, в котором в конце почему-то говорится о кольце. Об этом узнал из комментариев В.С. Таскина, переводившему книгу Го Юй - Речи царств. На эту же особенность перевода указывает и Н.И. Конрад в комментариях к переводу Сунь-цзы "Трактат о военном искусстве". Кроме того в фильме Кофуций 2010 года есть два эпизода. Первый, когда правитель посылает Конфуцию через посредника две половинки яшмового кольца и он, понимая намек, покидает царство. И второй, когда тот-же правитель присылает ему цельное яшмовое кольцо. Стоит отметить, что яшмовый жезл - - атрибут власти государя

@темы: Избранное, Заметки на полях, Потерянные рукописи

20:36 

Заметки о китайском языке - Черновик

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
Наброски - полную и исправленную версию читайте в сообщении "Заметки" от 24 июня 2013 года.

Поскольку в китайском языке существуют 4 тона, то это позволяет только китайцам использовать следующий интересный литературный прием:
Так слова "возвращайся" и "кольцо" различаются только тоном. Поэтому правитель, выражавший желании встретиться с человеком, отошедшим от дел посылал письмо, в котором в конце почему-то говорится о кольце. Об этом узнал из комментариев В.С. Таскина, переводившему книгу Го Юй - Речи царств. На эту же особенность перевода указывает и Н.И. Конрад в комментариях к переводу Сунь-цзы "Трактат о военном искусстве". Кроме того в фильме Кофуций 2010 года есть два эпизода
Первый, когда правитель посылает Конфуцию через посредника две половинки яшмового кольца и он, понимая намек, покидает царство. И второй, когда тот-же правитель присылает ему цельное яшмовое кольцо.
Сам к изучению китайского только подбираюсь. Прочитаю книги Н.И. Конрада и серьезно возьмусь за учебник Т.П. Задоненко и Хуан Шуина. Мне кажется должгно объединить воедино ранние увлечения: классической музыкой (после пары лет хождения в филармонию на последнем концерте пытался уснуть - не получилось), церковнославянским языком (в нем в отличие от китайского нет только 3-го тона), буддизмом, конфуциаством, на первых курсах института интересовался астрологией и даосизмом, классической китайской литературой (из новых авторов очень сильно зацепил рассказ "Опавшие листья" Го Можо), графологией и писание чертежным шрифтом (как-то попробовав писать базовые черты обратил внимание на то, что четкость штриха зависит от обычного письма - пренебрежение к своему родному почерку автоматически проявляется и в написании иероглифов). Заранее извиняюсь за наивность и поверхностность в этих вопросах.

@темы: Заметки на полях

23:14 

Юрий Визбор - Ночная дорога

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
Нет мудрее и прекрасней средства от тревог,
Чем ночная песня шин,
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог
Штопаем ранения души.

Не верь разлукам, старина: их круг -
Лишь сон, ей-богу.
Придут другие времена, мой друг, -
Ты верь в дорогу.
Нет дороге окончанья, есть зато ее итог.
Дороги трудны, но хуже без дорог,

Будто чья-то сигарета, стоп-сигнал в ночах -
Кто-то тоже держит путь.
Незнакомец, незнакомка, здравствуй и прощай...
Можно только фарами мигнуть.

Не верь разлукам, старина: их круг -
Лишь сон, ей-богу.
Придут другие времена, мой друг, -
Ты верь в дорогу.
Нет дороге окончанья, есть зато ее итог.
Дороги трудны, но хуже без дорог,

То повиснет над мотором ранняя звезда,
То на стекла брызнет дождь...
За спиною остаются два твоих следа -
Значит, не бесследно ты живешь.

Не верь разлукам, старина: их круг -
Лишь сон, ей-богу.
Придут другие времена, мой друг, -
Ты верь в дорогу.
Нет дороге окончанья, есть зато ее итог.
Дороги трудны, но хуже без дорог,

В два конца идет дорога, но себе не лги:
Нам в обратный путь нельзя.
Слава богу, мой дружище, есть у нас враги -
Значит, есть, наверно, и друзья.

Не верь разлукам, старина: их круг -
Лишь сон, ей-богу.
Придут другие времена, мой друг, -
Ты верь в дорогу.
Нет дороге окончанья, есть зато ее итог.
Дороги трудны, но хуже без дорог,


1 августа 1973

@темы: Заметки на полях, Потерянные рукописи

22:37 

lock Доступ к записи ограничен

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
22:21 

Происхождение слов

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
Цена -> kaina -> Каин
Голод -> глад -> gold (на английском - золото)

Стоит задуматься...

@темы: Заметки на полях

12:37 

Георгий Нагулко

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
Сайт автора - www.nagulko.com

Художник или творец (правосл. худ. Георгий Нагулко)
«Все что в мире похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Апостол Иоанн Богослов

Истинный «Художник» и Творец Бытия Один. Все мы, потенциально творческие личности по Его подобию, а художники, являют нам понятный образ сути творчества. Как Творец «пишет» и создает из логосов мироздание из ничего, так и художник пишет и создает из своего воображения, посредством всех своих чувств, образы, которые и переносит на холст. Быть творцом, как Творец, весьма обязывает. Нельзя творить нечто худое или заведомо мерзкое любому творческому человеку. Кто же берет кисть только лишь для этого, тот работает на разрушение. На разрушение также работают те, кто пишет исключительно ради получения больших благ только для себя, кто ставит свое творчество на обслуживание своего живота или для каких-то других корыстных целей. Такого рода творчество не несет в себе элементов вечности, элементов нетварного, и, значит, будет в итоге искушать тех, кто будет соприкасаться с работами такого толка. Отсюда следует сделать важный вывод, либо ты творишь, как Творец во благо, либо не искушаешься и не делаешь того, что может нанести вред тем, кто будет «есть» с твоего стола, сервированного изысканным, но недосоленым искусством.

Работы Георгия Нагулко, а именно его библейский, православный цикл, позволяют почувствовать состояние не приходящей ценности во времени. В некоторых картинах есть нечто такое, что возможно даже роднит их с православной иконописью. Во всяком случае, проходя мимо нескольких из них, рука непроизвольно желает совершить крестное знамение. А это может означать лишь то, что низменные энергии при написании этих работ, у художника отсутствовали или были настолько малы, что его душа смогла соприкоснуться с той реальностью, которую он изобразил своими средствами, и которую он называет абстрактной.

Пусть она будет абстрактной или еще какой другой, но если образы "Апостол Андрей Первозванный", "Преподобный схимник Антоний Печерский" или "Иоанн Дамаскин" заставляют задуматься о вечном, и смирить бегущий мысленный поток, то это много стоит. Эти произведения на мировом, художественном небосклоне, все чаще обслуживающим князя мира, становятся в естественное противостояние с падающим в преисподнюю и временным на потребу.

Что может сказать мир на этот вызов? Что противопоставить? Как победить миру сюжеты Благой Вести? Как может мир адекватно оценить работу «Что есть Истина», где холеный Пилат задает, поруганному Иисусу Христу, извечный вопрос философов всех времен: “Что есть истина”? Но, поставившему Христа в безвыходное положение, Сама Истина, через кроткий взгляд ясных, голубых глаз, молча, прощает его эллинскую, ученую надменность. Она не насилует князя мира. Она его побеждает не осуждением. А в этом кроется вся трагедия нашего упавшего в осуждение мироздания. Кроткая Любовь правит миром, вопреки сильным мира сего.

Слава Богу, что это еще кое-где можно увидеть. Спаси Бог талантливого украинского художника Георгия Нагулко.

Редко хочется проникать во внутренний мир окружающих образов. В его работы есть желание всматриваться, и размышлять о грядущем Царствии Небесном.

@темы: Вера, Надежда, Любовь, Заметки на полях

22:09 

В.В.Медушевский о происхождении и сущности серьезной музыки

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
Источник www.portal-slovo.ru/

Вячеслав Вячеславович МЕДУШЕВСКИЙ (род. 1939) - музыковед, педагог, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов. Вячеслав Медушевский - исследователь способов выражения духовной жизни человека в музыке. Его фундаментальные исследования «О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки» (1976), «Интонационная форма музыки» (1993) и др. уже входят в золотой фонд не только российской, но и мировой музыкальной науки.

Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам
и прибавлено будет вам, слушающим (Мк. 4:24)

Представим: прибегает к великому царю бедный член садоводческого товарищества. Просит: «Великий царь, дай мне ведро навоза — мой огород чахнет без него». Отвечает царь: «Отвезите ему машину навоза».

Того ли просим и мы у великой музыки? Достойно ли общаемся с ней? Может она, конечно, одарить нас навозом эмоций и страстей, высокоумных идей и концепций, ласкающих ухо созвучий. Но ведь не это же — главное в ней!

В ее великой красоте — богатейшие потенции духовно-нравственного подъема общества. Они не востребованы ныне. Умалены по причине духовной сниженности исполнительских и теоретических интерпретаций, что связано с утратой человеком смысла жизни на земле.

“Высокая” музыкальная культура являет собой ныне — к счастью, не стопроцентно, но в значительной уже части — род гигантского подлога: под видом исполняемой классики — искусства высокой традиции — выказывает себя психология уже не духовного, а плотского человека. Пошлому исполнению поддакивает бездуховное слышание музыки. Установка слуха музыковедов, исполнителей, композиторов, слушателей, педагогов лишает музыку ее духовной крепости. Забыл, утерял человек знание о том, что истина обретается в лучшем, а искать среднее и посредственное — значит клеветать на безконечную красоту истины.

Духовно-нравственный анализ музыки на уроках призван непрестанно возвращать музыке ее возвышенную красоту — через воспитание музыкального слуха как органа поиска такой неземной красоты.

Выдающийся музыковед Курт, придя в общеобразовательный лицей, привел учащихся и их родителей (они вместе пели в школьном хоре и со школьным оркестром исполняли кантаты и мотеты Баха) в восторг столь бурный, что лицей едва не превратился в консерваторию. Причину успеха Курт видел в том, что музыка стала изъясняться школьникам в духовных понятиях. Всякое иное объяснение, оставляя душу пустой, разоряет возвышенную любовь к музыке.

К чему стремились творцы шедевров, что слышали в музыке?

Для композиторов барокко ее высшее назначение — духовное возвышение людей. Гендель писал: «Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучшими». В музыке Моцарта Григ усматривал откровение райской красоты. Из цветущего красотой рая музыки, продолжал норвежский композитор, мы изгнаны грехами современной жизни. О светоносно-огненном содержании классической музыки, выступающим за пределы этого мира, говорит Э.Т.А.Гофман, писатель и композитор, автор первой романтической оперы: «Моцарт вводит нас в глубину царства духов. Нами овладевает страх, но без мучений, — это скорее предчувствие безконечного. Любовь и печаль звучат в дивных голосах духов...

Моцарт больше занимается сверхчеловеческим, чудесным, обитающим в глубине нашего духа». И Шуберт восторженно восклицает: «О Моцарт, безсмертный Моцарт, как много, как безконечно много таких благотворных отпечатков более светлой, лучшей жизни оставил ты в наших душах!» К музыке самого Шуберта навсегда прилепилось определение: «божественные длинноты» — имеются здесь в виду состояния молитвенно-созерцательного восторга, заставляющего забыть о времени; современный композитор Александр Кнайфель сказал о нем: «Он, конечно, не мог не чувствовать божественного прикосновения». И несносный вульгарностью своих социологических интерпретаций Теодор Адорно подметил все же удивительное глубинное действие этой «освобожденной музыки преображенного человека»: «Мы плачем, не зная почему, потому что мы еще не такие, как обещает эта музыка».

Выражение «божественное искусство» не сходит с уст Бетховена. «Каждая нота моего скрипичного концерта продиктована Всевышним», — свидетельствовал он, почитавший себя ничем в сравнении с «Композитором мира», Богом. Поразительным образом слышит его Пятую симфонию Берлиоз. Как небо от земли отстоит его исполнительски-слуховое прочтение от ничтожного современного понимания. Нет здесь грубого самолюбования мышцы в исступленной натужливости интонирования, ни заносчивости слепой революционной гордыни, ни свирепой мощи кулака. В праздничном финале слышит Берлиоз иное, высшее: душа, пройдя все испытания, миновав и мистический ужас скерцо (о глубинном страхе скерцо писал также Шуман), разрешившись от земных уз, свободная, легкая, — вступает в безсмертный мир ликовании. Что может сравниться «с этой песней победы — песней, в которой душа поэта-музыканта, свободная отныне от всяких оков и земных страданий, кажется возносящейся в сиянии к небесам!»

О, кто бы прославил достойным образом музыку Глинки, Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова, полную еще более великих откровений о непостижимой красоте духовного бытия! «Какая русская музыка!» — воскликнула пятилетняя девочка во время слушания увертюры к «Майской ночи». — «Почему ты думаешь, что русская? Ты же не слышала еще ни одной русской песни?» — «Взрослые этого не чувствуют. Дети — они все знают». — «Но все-таки: почему русская?» — «Потому что добрая». Устами младенца…

О православных корнях доброты русской земли, удела Богородицы, — о безконечной свободе любви чад Божиих — часто не догадывается ум, а непорочное сердце ведает истину: «приступит человек, и сердце глубоко, и вознесется Бог» (Пс.63). О сердце русской культуры, в котором возносится Бог, проникновенно писал Гоголь. Время достойного истолкования русской музыки не пришло: помешала революция, закрутившая сердца смутою. Но мы в долгу перед ее высотой; в ней наша сила.

В личной ли религиозности гениев — причина высоты шедевров? О нет! Хотя в этом отношении они и выше нас.

Многие ли сподобились иметь святых друзей? А Глинка дружил со святителем Игнатием (Брянчаниновым), вел с ним беседы об искусстве. Из них, записанных святителем по просьбе Глинки, мы узнаем, что композитор в своей музыке искал непостижимо высокого, непостижимо прекрасного, имя чему — Бог. Известны слова Чайковского о музыке Глинки: в ней, как дуб в желуде, — вся последующая русская музыка. Без конца повторяют эту удивительную мысль. Но вдумаемся: какая великая сила заключила будущее в желудь настоящего? Та самая, что напитала пророческими откровениями творчество Достоевского, сообщила пророческий дар, по мысли Гоголя, и всей русской литературе. Это — святость. Для Гоголя и Достоевского это плеяда великих старцев Оптиной пустыни, для Глинки — святитель Игнатий. Сознавая величие целей, поставленных Богом пред русской культурой, Глинка незадолго до смерти едет к своему старому учителю Дену — изучать музыкальное искусство до-гуманистической традиции, дабы нащупать пути и отечественной музыки к ее древним и вечным церковным корням. Великие заветы — свое творческое предварение света будущего — Глинка передал Балакиреву, через него и Могучей кучке.

Сходно ощущал задачи русской культуры Чайковский. Его верой мы тоже можем восхититься. Смысл творчества он с самого начала видел в жертвенном служении Богу. «Я должен пожертвовать всем для того, чтобы развить и образовать то, что мне дано Богом в зародыше», — писал он сестре, мотивируя отказ от карьеры юриста. Отсюда, из идеи безкорыстного самоотверженного служения Богу, притом без малейшей примеси тщеславия (!), — необыкновенная ревностность в работе и стремительный возлет его гения. Как и у Пушкина, вера Чайковского возрастала, проясняясь со зрелостью души. Он стяжал дар слезной молитвы. В ней просил не пустяков, а главного, сущностно необходимого: смирения, любви, прощения, вразумления. Бог даровал просимое. Сладко было для композитора говорить Ему: «Господи, да будет воля Твоя» (из письма к Н.Ф.фон Мекк); выдающемуся православному педагогу С.А.Рачинскому он открыл сокровенное: научился тому, чего раньше не умел, — любить Бога. «Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что Он мне дал веру в Него». Вера, действующая любовью, подвигала его бороться с мучившими его страстями, не соглашаться с ними.

И все же причина красоты шедевров — непредставимо глубже и выше личной религиозности творцов. Ум гениев может ошибаться, а художественный инстинкт (лат. — наитие, побуждение) чует правду и ведет творца к вершинам красоты.

Корень красоты — в самой сути высокого искусства. В великой цели искусства, укорененной в нем, как его суть.

Без последней вечной цели, ставшей сутью, не было бы и всей области серьезного искусства. Оно, великое светское искусство Нового времени, тоже имеет свою энтелехию. Томясь сердцем по ней, по ее небывалой красоте, создатель музыки настраивает по ней, как по камертону, свой слух и все творческие способности. Оказавшись внутри шедевров, она, как высшее их содержание, становится предпосылкой и главной силой художественного воспитания детей в школе.

К раскрытию энтелехии — цели-смысла-сути — высокого искусства мы приступаем.

Выше творцов бесмертного искусства — то, что свободно от смерти. Что именно? Искусство — одно из проявлений традиции и культуры.

Небывалое понятие Традиции (Предания) — один из замечательных даров христианства человечеству. Традиция — передача в поколениях возвышенной, осмысленной жизни с Богом, Подателем благодатной любви, вдохновения, весенней вечной новизны и обновления. Церковная сердцевина традиции, литургическая жизнь веры, есть передача полноты Божественной жизни, передача безсмертия в таинствах Церкви, причастие тварного естества человека нетварному естеству Божескому (ср.: 2 Пет.1:4). От сердцевины традиции освещаются светом и напитываются силой, мудростью светские (внехрамовые) сферы жизни.

С понятием традиции соотносительно понятие культуры. Традиция — семя, культура — почва сердца, человеческое стремление и готовность приять дар высшей Божественной жизни. Слово культура («возделывание») изошло из уст Божиих в раю. Возделывание рая души в близости Божией — жизненная задача человека и человечества. Чтобы семя проросло и дало плод, почва сердца должна быть не каменистой, но приуготовленной и увлажненной. Вечной, ниспосылаемой свыше новизне традиции отвечает жажда света и безконечной высоты совершенства, составляющая нерв культуры.



Культура — не истина, но показатель того, как усвоена истина и красота Божия человечеством. Культура, причастная традиции — неумирающей новизне преображенной жизни и небывалого бытия («кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» — 2 Кор. 5:17), — принимает в себя элексир безсмертия.

С Нового времени христианская культура становится единственно и безраздельно всемирной. — не смог мир противиться неземной высоте и красоте воспеваемых ею ценностей.

Всемирный триумф христианской науки и искусства стал возможным потому, что впервые в истории мирские сферы культуры приняли на себя величайшую, неслыханно новую миссию — ассистировать Церкви, стать приуготовительной проповедью красоты и истины на паперти. Следовательно, — важнейшей частью великой традиции и культуры. Здесь — энтелехия светской культуры.

Наука, обратив откровение Божие к исследованию природного мира, перевернула языческую парадигму мышления. Поставила ее с головы на ноги: вместо языческой веры в форму как причину движения, приняла (в лице богослова Ньютона) библейское понятие силы. Встав же на ноги, стала способной к стремительному шагу и восхождению.

Светское искусство, обратив просветленный христианством взор к внехрамовым сферам жизни, начинает осознавать себя в свете великой цели — возвышения человеческого духа к небесной красоте, принимает в себя критерии серьезности, строгой и сосредоточенной глубины, целомудренно-благоговейной небесной чистоты и ясности духа, окрыленного стремления к дивному божественному совершенству, а вместе с критериями — и сам великий опыт церковных искусств.

Таково происхождение и серьезной светской музыки. Не от глумотворцев и не от скоморохов она! Романтический писатель, композитор и исследователь старинной музыки Э.Т.А.Гофман писал: «Я бы хотел обратить твое внимание на великую вещь — на внутреннее родство церковной музыки и трагической оперы; оно послужило старинным композиторам основой для создания особого, величественного стиля». Вне Церкви путь от песни лежал бы (вопреки теории Кабалевского) вовсе не к опере, а к эстраде!

Церковное пение и светская музыка — что главное в них сродно и что различно? Как связаны обе ветви культуры? Соотнести ли церковное пение с красотой Божией, а светскую музыку — с красотой тварного мира, как предлагает В.Мартынов? Столь механическое разделение не даст возможности увидеть подлинного чуда европейской светской музыки, привлекшей к себе все народы земли.

Потрясающей красоты анданте fis moll 23 фортепианного концерта Моцарта... Безконечно нежная и целомудренная, сосредоточенно-отрешенная его возвышенность могла ли родиться в эпоху хищно-чувственных Афродит и Венер? О нет, это творение иной эпохи, иного человечества — омытого кровью Христа, познавшей преображение души, чтущего Матерь Божию и святых, отдавшего себя идеалу самоотреченной любви!

Соединяет обе сферы и одновременно различает — понятие благодати. Этим термином святые равноапостольные братья Мефодий и Кирилл передали однозначно непереводимое греческое слово cari. В языке Гомера оно означало одновременно любовь, красоту и благодарность.

Христианство внесло в это понятие красоты любви неизъяснимое совершенство и безпредельность, наполнило силой ко спасению, ибо, как сказано. Сам Бог, само Превечное «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати (cari) и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).

Благодать едина, а проявления ее различны. В храме действует обоживающая благодать, в светской музыке — благодать призывающая. Ее особенность, по изъяснению св. Иоанна Златоуста, состоит в следующем. На краткий миг приоткрывает она неизреченность Божией красоты и любви. Но тут же как бы отступает, ждет ответа сердца, дабы позволить ему проявить свой дар божественной свободы. Если сердце готово, то, влекомое неудержимо, устремляется оно за большим и удостаивается блаженства воцерковленной жизни.

Призывающая благодать всякую душу приглашает к пиру веры, увлекая сердца красотою небесных истин. “Много званых” (Мф. 20:16; 22:14; Лк. 14:24)! Избранных же, откликнувшихся на призыв, обручивших себя Христу, получивших залог Духа для уверенности в спасении, — благодать просвещает, преображает, перерождает рождением свыше, усовершает, усыновляет, обоживает. Последнее — лишь в лоне Церкви, Тела Христова; токи преображающей благодати пронизывают и богослужебное пение. Начальная же, призывающая благодать, по мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), св. праведного Иоанна Кронштадтского, преп. Варсонофия Оптинского, струится и в произведениях светского искусства. Она-то и составляет сокровенное содержание серьезной музыки. Потому-то для оценки серьезной музыки используются и могут быть использованы полнее религиозные термины.

Кратко сказать: содержание интонации богослужебного пения со стороны Божественной — Христос, благодать Святого Духа, совершенства и святость Божия. Со стороны человеческой — небесный человек в нас, “сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа” (1 Пет. 3:4), духовно-нравственное совершенство, союз добродетелей, соцветие даров Духа.

Таковы же высшие слои смыслового содержания великой светской музыки: отражение Божественных совершенств и преображенный христианством человек. Отблеском Божией красоты она возбуждает духовную жажду, будучи не в силах ее удовлетворить, отчего в ее красоте возникает щемящая нотка: душа чувствует недостижимость Бога на путях светского искусства и плачет тем больше, чем прекраснее музыка. «Созерцание идеальной красоты всегда рождает боль» (Сомерсет Моэм, Рассказ «Рыжий»). «Должна быть еще другая, не знакомая мне жизнь, которая говорит языком книг, картин и музыки, будит во мне тревогу, манит меня», — говорит героиня Ремарка (Жизнь взаймы, М., 1960, с. 43). Тревожат героиню укоры совести: далека душа от Бога, не живет по заповедям, потому не имеет мира, залога вечности. Напомним и уже цитировавшиеся слова Адорно о Шуберте: «Мы плачем, не зная почему, потому что мы еще не такие, как обещает эта музыка» («Музыкальные моменты»).

Светская музыка, хотя и размышляет о божественном в образах, как бы в третьем лице, все же не оставляет молитвенной настроенности, ею пропитывает прочие образы. Легко убедиться в этом, сравнив ее с эстрадной музыкой, сущность которой — воинственная бездуховность, отталкивание молитвы, утверждение скотского состояния души как мнимой нормы.

Традиция молитвы и молитвенности поддерживала и поддерживает высоту серьезной светской музыки. Молитвенность серьезной музыки есть центральное ее жанровое начало: как без того выразились бы в ней ее возвышенные смыслы, составляющие ее сущность?!

Серьезная музыка, храня в себе память рая, не позволяет человеку оскотиниться. «Кто музыки не носит сам в себе, кто холоден к гармонии прелестной, — тот может быть изменником, лгуном, грабителем, его души движения темны, как ночь, и, как Эреб, черна его душа» (Шекспир). Инстинктивно прочитывая эту тайную философию души, это светлящее и умягчающее действие светской музыки, родители и по сей день отдают детей учиться музыке, меценаты всех веков и государство поддерживали ее.

Итак, содержание великого серьезного светского искусства — отнюдь не эмоции, как скудно думал XX век! Главное в нем — мировоззренческие начала жизни, мотивационные глубины и стратегии жизни, сокровенные цели, идеальное желаемое состояние души в устремленности к Богу.

Господь насыщает шедевры светского искусства призывающей благодатью, усовершает слух и быстро возводит к гениальности тех исполнителей и композиторов (равно как поэтов и художников), которые служат этой главной задаче светского искусства: призыванию к красоте Божией.

@темы: Заметки на полях, Вера, Надежда, Любовь

21:33 

поэт Николай Заболоцкий

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
А что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она – в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?

@темы: Вера, Надежда, Любовь, Заметки на полях

17:25 

Г.Р. Державин - Ласточка

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
О домовитая Ласточка!
О милосизая птичка!
Грудь красно-бела, касаточка,
Летняя гостья, певичка!
Ты часто по кровлям щебечешь,
Над гнездышком сидя, поешь,
Крылышками движешь, трепещешь,
Колокольчиком в горлышке бьешь.
Ты часто по воздуху вьешься,
В нем смелые круги даешь;
Иль стелешься долу, несешься,
Иль в небе простряся плывешь.
Ты часто во зеркале водном
Под рдяной играешь зарей,
На зыбком лазуре бездонном
Тенью мелькаешь твоей.
Ты часто, как молния, реешь
Мгновенно туды и сюды;
Сама за собой не успеешь
Невидимы видеть следы,—
Но видишь там всю ты вселенну,
Как будто с высот на ковре:
Там башню, как жар позлащенну,
В чешуйчатом флот там сребре;
Там рощи в одежде зеленой,
Там нивы в венце золотом,
Там холм, синий лес отдаленный,
Там мошки толкутся столпом;
Там гнутся с утеса в понт воды,
Там ластятся струи к брегам.
Всю прелесть ты видишь природы,
Зришь лета роскошного храм;
Но видишь и бури ты черны,
И осени скучной приход;
И прячешься в бездны подземны,
Хладея зимою, как лед.
Во мраке лежишь бездыханна,—
Но только лишь придет весна
И роза вздохнет лишь румяна,
Встаешь ты от смертного сна;
Встанешь, откроешь зеницы
И новый луч жизни ты пьешь;
Сизы оправя косицы,
Ты новое солнце поешь...

Душа моя! гостья ты мира:
Не ты ли перната сия ? -
Воспой же бессмертие, лира!
Восстану, восстану и я, -
Восстану, - и в бездне эфира
Увижу ль тебя я, Пленира?

1792, середина 1794

@темы: Заметки на полях

19:08 

Заметки о фотографии

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
О фотографиях не могу сказать ничего как плохого, так и хорошего, поскольку не знаю относительно кого сравнивать - то ли любителя, то ли профессионала. Для любителя такие понятия как композиция, основы цветоведения, актерского искусства и освещения - всего-лишь слова. Сам фотографировал не изучая ничего из вышеперечисленного более 15-тет и не задумывался насколько знание этих основ улучшает качество снимка. Как результат - дай бог выбрать хотя бы с 20 "нормальных" кадров, из которых не будет и 5 снятых с учетом всех перечисленных понятий. Поэтому наличие ошибок композиции и некоторая блеклость языка жестов людей у тебя - нормально. О композиции кадра и постановке освещения написана не одна книга, поэтому оставлю эти разделы профессионалам. Но и среди них особо привлекли внимания книги Дыко Л.П. и "Поэтику фотографии" Михалковича и Стингеева, фильмы Тарковского (ссылки на книги и статьи будут приведены в самом конце). Но, к сожалению, о языке жестов в фотографии если и написано - то отрывочно и вскользь. Поэтому даже в работах профессионалов наличие ошибок, связанных с блеклостью или противоречивым набором жестов не так уж и редки. Создается впечатление, что на фотографиях не люди, а красивые куклы. Ведь если в передаче о Богдане Ступке, он указывает на мастер-классе на примере сценки влюбленных, что актеры должны быть ближе друг к другу, а они сторонятся друг друга. А что говорить об остальных. С одной стороны о языке жестов говорится более-менее хорошо только в книге Алана и Баррбары Пиз - "Язык жестов" да в сериале Теория лжи (Обмани меня) и ... больше нигде. Печально. Сам языком жестом увлекся более 10 лет на первом курсе университета - и с тех пор никаких новых книг и фильмов по нему толковых так и не вышло. Автор, при фотографии людей у тебя нет в распоряжении истории прошлых разговоров, тембра и оттенка голоса, с каким говорит собеседник. Поэтому жесты при съемке должны быть на снимках более яркими, чем в жизни. В этом помогает просмотр немого кино. Харьковчанам повезло в этом плане - они могут смотреть на большом экране с живым тапером. Остальным - надежда на фестиваль немого кино или просмотр дома. Отвлекся немного. Продолжим дальше. При фотографировании основа - образ человека.и его внутренний мир. И каждая мелочь должна его подчеркивать. Начинается с позы, жеста, взгляда, деталей одежды, которые усиливаются или ослабляются композицией кадра и игрой света и тени. Поэтому я не понимаю, почему считается всегда плохим тоном несколько теней в фотографии или наличия теней, если они усиливают или подчеркивают жест. Тень от жеста - усиливает жест. И тут самое сложное начинается - оставить нужные тени и блики. Еще раз обращу внимание фотографов - ты должен по возможности знать, что обозначает КАЖДЫЙ жест в кадре! Сколько фотографий испорчено только потому, что взгляд был не туда направлен. При съемке пар это еще более важно. Кажется проще снимать "в живую", не постановочные сцены. Но не заблуждайся, поскольку здесь у тебя нет достаточного времени на композицию кадра. Изучай язык жестов - он поможет не только при фотографировании, но и в реальной жизни.

@темы: Заметки на полях, Избранное

17:09 

Заметки о китайском языке

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
Извиняюсь, китайский язык даже не начал изучать. Поэтому заметки о стиле и структуре сделаны на основе В.А. Курдюмова "Курс китайского языка - Теоретическая грамматика", опыта игры в го (вейчи) и прочитанных в русском переводе книг по буддизму, конфуцианству, хрестоматии китайской поэзии, отдельных собраний поэтов Ду Фу и Ли Бо. Кроме того, некоторые элементы китайского языка находят отклик и в церковно славянском языке.
Восточные языки отделились от европейских языков более 6000 лет назад. Поэтому структура предложений очень сильно отличается от европейских языков. Основой европейских языков является отдельный звук, буква, фонема из которых образуется слово и далее строятся предложение. При этом очень редко когда буква скрывает в себе целый мир. В китайском языке - отдельный иероглиф-слово обозначает сущность происходящего. Так одним иероглифом обозначаются и ворота, проходящий через ворота. В общем - один и тот же иероглим может обозначать и подлежащие, и глагол, и определение, и наречие. Значение определяется местом в тексте и интонацией, с какой он произнесен. В китайском языке существует четыре типа произношения - тона. И разница между написанным и сказанным может иногда значительно отличаться. Время так же относительно. Оно связано скорее с прошедшими или будущими событиями, а не конкретной датой. Это нужно помнить при переводе. Равно как и то, что некоторые слова опускаются. Поскольку знаки препинания появились значительно позже. В итоге текст представляет единую фразу, единый поток. До тех пор, пока говорится об одном - оно упоминается в самом начале и далее опускается.
Дополнения
1. Китае широко развита астрономия, то время привязалось в основном к лунному календарю с делением дня на 12 частей - страж. Ну так, немного отвлекся.
2. Между двумя ветвями языков можно поставить церковно славянский. Поскольку в нем каждая буква может выступать как в роли слова, так и в роли числа. А в глагольных формах сохранилось ударение , влияющее на значение слова.

@темы: Заметки на полях

16:38 

О любви, сеье, отношениях

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
Скопировано с Настоящая любовь

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже"

***

Мужчине нужно выбирать себе невесту, которая за ним пойдет «в огонь и в воду». Если посмотреть на крепкие семьи, то там как раз такие жены.
Игумен Георгий (Шестун)

***

Встречаются два друга.
Один говорит:
- Моя жена такая неопрятная и неаккуратная! Я ей все время об этом говорю, но с каждым годом все становится только хуже и хуже.
Второй ему отвечает:
- А моя такая умница и замечательная хозяйка! И с каждым годом становится все лучше и лучше! Я ей тоже постоянно об этом говорю.

***

Каждый может любить, когда все хорошо.
И только единицы, не смотря ни на что…

***

Мужчины часто жалуются священникам, что жены не любят их. А потом священник узнает, что мужчина ничего не делает для того, чтобы его любили, просто ожидая любви, словно некий идол, ожидающий жертв и поклонения. Таким мужьям следует уяснить, что единственный способ заслужить любовь супруги, это любить самому, ведь в жизни мы обычно получаем взамен то, что отдаем сами: ненависть за ненависть, любовь за любовь.

Отцы Церкви говорят, что христианские мужья должны любить своих жен больше, чем свои мирские обязанности, ибо нет успеха выше чем счастливая семья, и если неладно в семье, то все другия достижения теряют смысл. Наши семьи заслуживают самого лучшого. Сегодня среди нас слишком много таких, кто отдают все лучшее в мир, а все плохое оставляют для дома. Именно поэтому Отцы Церкви учат нас ценить превыше всего общество наших жен, и предпочитать быть дома с ними, нежели на работе. Мужья, и будущие мужья, давайте вспомним и слова нашего современника, Андре Моруа: "Я сделал выбор на всю жизнь; отныне моя цель — не искать того, кто мне приятен, но делать приятное тому, кого я избрал..."

Священник Алексий (Янг)

***

Любящие люди останутся вместе, не потому что забыли ошибки, а потому что сумели простить их.

***

Хорошая жена — это дар Божий. Господь дает этот дар не за что-то, а для чего-то — для спасения души.

***

Влюблённый теряет голову, а истинно любящий обретает настоящий смысл жизни.

***

Всегда любить - это долг. Великое искусство - жить вместе, любя друг друга нежно. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь идет не так. Секрет счастья - внимание друг к другу.
(А.Ф. Романова)

***

Есть замечательная пословица: «Каждый хочет иметь друга, но не каждый хочет им быть». Сейчас всё чаще мы хотим «иметь». «Хочу ребёнка» — вместо «хочу быть матерью», «хочу иметь мужа» — вместо «хочу быть женой» и т. п. За этими тонкостями языка стоит отношение человека к жизни, его девиз: или — я для кого-то, или — кто-то для меня... В своём желании иметь мы ломаем жизни, разбиваем сердца — и страдаем от одиночества... «Человеку обладающему» всегда будет мало того, что есть. Мало денег, мало власти, мало одной жены, мало друзей, мало веселья, мало самого себя. Потребитель, не имея собственной сути, состоит из того, чем он обладает.

***

Когда находишь человека, с которым можно говорить молча, находиться вечно, верить беззаветно и радоваться сердцем, понимаешь, что это — Любовь.
(А.С. Пушкин)

***

Наступает момент, когда просто любишь, не за то, что он там хороший или плохой или еще какой. Просто любишь. Это не значит, что вы всегда будете вместе. Не значит, что не будете друг другу делать больно. Значит только, что любишь. Иногда вопреки тому, кто он такой, иногда - благодаря.

***

Любовь от дел, а не от слов познается.
(свт. Тихон Задонский)

@темы: Заметки на полях, Вера, Надежда, Любовь

20:21 

Сайонара Аниме

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
Как не прискорбно. но сегодня решил написать. Понял немного раньше, что мне с нужно прощаться с аниме. 10-ки терабайт просмотренного видео, сотни часов. Несколько фестивалей и создание AMV. По сравнению с "отпетыми" анимешниками - этого мало. Когда-то в мир аниме пришел в 2007 году с Last Exile - Изгнанника, поскольку идея аниме отображала Путь Буддизма. После просмотра аниме увлекся классической японской поэзией. А от этого и до Классической русской и китайской литературы было рукой подать. А по времени это затянулось на года два. Несколько лет назад произошел кризис и для его преодоления увлекся классической музыкой и психологией . После этого сюжетная линия аниме потеряла важное место в жизни и стала скучной по сравнению с сюжетами классической музыки, литературы и рассказов психологов. Сейчас на все это смотрю как на детские и юношеские сказки. Теперь буду только следить за тенденцией развития аниме, прочитывая отзывы раз в 3-6 месяцев Прощай юность, сайонара аниме.

@темы: Заметки на полях, AMV

19:36 

Без названия

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
Какая бездна в душе. Какая Бездна! Человек настолько пал, что страсти стали его второй природой и могут действовать в течении многих-многих лет. И проявляются очень, очень незаметно. Сегодня я потерял надежду на возобновление старых отношений. НО, полученные знания и опыт того стоят! Как и три года назад меняю радость общения на понимание самого себя. Удачный день, выгодная купля.
" Да будет воля Твоя. Слава Господу, Слава!"

@темы: Заметки на полях, Вера, Надежда, Любовь, Избранное

12:52 

Взгляд в прошлое

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
Ну вот - одной проблемой стало меньше. Сегодня распрощался со старой влюбленностью. И мир заиграл новыми красками. Как странно, но пустоты нет в душе. Мир сразу предложил тысячи возможностей. На полке до сих пор лежит более десяти непрочитанных книг, а на винте - наверно около десяти гигабайт передач и фильмов, до которых никак не доходили руки. А сколько еще не прочитанных электронных книг! А на ближайшее время занято "Братьями Карамазовами" Достоевского. Давно столь интересной книги не читал за последние несколько лет

@темы: Избранное, Заметки на полях

23:54 

...

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
И на страницах книг немых
Слова зажгут сердца глухих
Светом красок, цвета игрой -
Миром картин, ставших судьбой

P.S. Написано давно, решил повториться снова

@темы: Заметки на полях

17:09 

Луна

"Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве" Ф.М. Достоевский, Пушкинская речь
Образ Луны многозначен. Знать и простолюдины любовались полною луною. Этот образ часто можно встретить в японкой поэзии. Луна - образ души, увидеть которую порой мешают облака невзгод. Отдельного внимания заслуживает луна и ее отражение. Просветление один из монахов мог описать приблизительно так: " Нес воду в ведре. В нем ночевала луна. Разбилось ведро, разлилась вода. Я поднял глаза к небу - и понял, где все время была луна". Кроме того образ любящей пары, смотрящей на луну можно встретить не в одном произведении китайских и японских классиков, а так же в аниме. Ну да ладно, надеюсь подборка стихов поэтов древности поможет лучше слов понять образ луны.

Ду Фу - Полная луна, переводчик А.И.Гитович


Луна восходит,
Озарив простор,
В реке сияя
Каждою волной.

И на циновках на моих
Узор
Отчетливо я вижу
В час ночной.

А где-то там,
За десять тысяч ли,
На родине,
Что не забыта мной, -

Уже цветы,
Наверно, расцвели
Под этой же
Спокойною луной.

766 г.
***
Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
Рансецу

***
На ночную луну
Подняла я свой взор и спросила:
"Милый мой
Отправляется в путь,
О, когда же мы встретимся снова?"
Нукада

***
Ясная луна.
У пруда всю ночь напролет
брожу, любуясь...
Басё

***
Разбойничий атаман
И тот, наверно, песню сложил
В такую ночь о луне!
Бусон

***
Пришлось разлучиться нам,
Но образ ее нигде, никогда
Я позабыть не смогу.
Она оставила мне луну
Стражем воспоминаний.
Сайгё

P.S. Хокку и танка скопировано с japanpoetry.ru

@темы: Заметки на полях, Избранное

главная