Скопировано с ruskline.ru/analitika/2012/07/06/gollivud_kak_p...

На что мы ходим и куда нас ведут …

Тот, кто хоть изредка ходит в кинотеатры или просто обращает внимание на рекламные щиты и афиши, наверняка, заметил, что последние десять лет американцы только и делают, что экранизируют комиксы и штампуют сиквелы фильмов, однажды сорвавших кассу. Неужели это происходит от недостатка фантазии американских сценаристов? Отнюдь, и это видно по сериалам - сегодня авторы американских сериалов выдумывают такие ходы (взять тот же «Остаться в живых» или «Во все тяжкие»), после которых любое кино кажется скучным и предсказуемым. В чем же тогда дело?

Когда я проходил стажировку в Лос-Анджелесе, наша преподавательница по сценарному мастерству однажды спросила: «Как вы думаете, почему последнее время Голливуд снимает такие тупые фильмы?». После нескольких обидных предположений русских студентов она сама ответила на свой вопрос - оказывается, дело в том, что сегодня для американских кинокомпаний мировой рынок имеет приоритет над национальным, и желаемое соотношение кассовых сборов - 70 процентов в мировом прокате к 30 в национальном. Но причем тут «тупость» фильмов, спросите вы? Поясню: чтобы фильм удачно прокатился в разных странах мира, художественный язык фильма должен быть универсальным для понимания, или, другими словами, чем проще жанр, тем шире аудитория фильма.

Казалось бы, какая разница, где и кто посмотрел ваш фильм, ведь, в конечном счете, главное - сборы? Если вы занимаетесь только бизнесом, то разницы никакой, но на глобальном уровне сегодня уже нет границ между политикой, культурой и финансами - процессы, протекающие в этих сферах, всегда взаимообусловлены. И голливудским идеологам принципиально важно прокатить свою продукцию по экранам всего мира, потому что каждый новый блокбастер, с его заезженным сюжетом, смазливыми актерами и феерическими спецэффектами, суть троянский конь, внутри которого спрятана мощная пропагандистская машина. Это гениально по двум причинам: во-первых, учитывая тот факт, что американцы являются абсолютными мировыми монополистами в сфере кинематографа, пропаганда их имеет глобальный масштаб; во-вторых, все страны мира потребляют такую пропаганду не просто с радостью, но даже за свой счет, позволяя американским кинокомпаниям на себе зарабатывать.

Справедливости ради стоит отметить, что в лучших образцах голливудской продукции всегда примерно поровну пропаганды и искусства. Дело в том, что успешное осуществление первого невозможно без некоторой дани второму - тут можно вспомнить множество советских фильмов-«агиток», в которых пропаганда безжалостно довлела над искусством, в результате чего смотреть без смеха их сегодня невозможно. Но чем выше художественный уровень произведения, чем профессиональнее оно исполнено, тем, во-первых, менее заметна пропаганда, и, во-вторых, тем лучше происходит эмоциональное подключение зрителя-реципиента, что делает его более внушаемым - это как обучение во время игры. В этом отношении американские кинематографисты достигли значительных успехов, и, хотя специальность моя велит мне заняться вопросом «как», я все же намерен докопаться до ответов на вопрос «зачем». Ведь у американцев - нации юристов и инженеров - «просто так» ничего не бывает.

Итак, предлагаю рассмотреть самые «ударные» направления голливудского кинематографа последнего десятилетия, выявить определенные тенденции в каждом из них, после чего дать им оценку и сделать соответствующие выводы.
читать дальше
К сожалению, кинематограф - это коллективное творчество, сопряженное со сложным производственным процессом, - поэтому, чтобы изменить ситуацию в целом, нужны не только толковые творческие кадры, но и немалые административные усилия сверху. Так что да поможет Бог Владимиру Мединскому и подаст нам, скромным закадровым труженикам, вдохновения и мастерства, а вас, дорогие братья и сестры, да избавит от искушений, льющихся с киноэкранов. Смотрите кино и зрите в корень - у большинства растений он сидит глубоко, а потому грязный.

Михаил Енотов, литератор, музыкант, аспирант кафедры кинодраматургии ВГИК